РУ БЕ EN

Как формируется речь

Как формируется речь


Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Динамика формирования речи в онтогенезе

1. Интонирует крики - Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия - 1-2 мес.

2. Гуканье, гуление - Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними - 1,5-3 мес.

3. Лепет - Ребенок повторяет за вами и сам произносит что то похожее на слова, но со стоящее из одинаковых слогов - 4-5 мес.

4. Лепетные слова - Ребенок использует в речи "нянькин язык" слова состоят из двух трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др. ), много звукоподражании (би би гае гае, пи пи и проч. - 8 мес.--1 год 2 мес.

5. Двусловные предложения - Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п. - 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.

6. Активный рост словаря - Ребенок спрашивает как это называется - 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.

7. Появление грамматических форм слова - Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др. - 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.

8. Словотворчество - Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка - 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.

9. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми - 1 мес. — 1,5 мес.

10. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом - 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.


Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать «Дай!», а девочка тихо канючить «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!


Признаки благополучного развития речи у ребенка

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

• У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак

неблагополучного развития речи ребенка,

значит вашему ребенку необходима помощь!

Интернет-ресурсы: