РУ БЕ EN

Порядок работы учреждений образования по реализации Положения о признании детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22

УТВЕРЖДЕНО

Протокол совещания у начальника главного управления образования

Гродненского областного исполнительного комитета

от 30.03.2022 № 1

 

Порядок работы учреждений образования по реализации Положения о признании детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22

 

Отдел (управление) образования, отдел образования, спорта и туризма (далее – управление (отдел) образования):

  1. Поступление первичной информации о выявлении неблагоприятной для детей обстановки фиксируется в Журнале учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан (далее – Журнал учета) согласно приложению № 1А на бумажном и электронном носителях и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации, направляется в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.
  2. В случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования, информация направляется одним документом во все учреждения образования (с указанием нескольких адресатов), одновременно определяется учреждение образования, ответственное за проведения социального расследования, другие учреждения с пометкой «к сведению» (для участия в проведении социального расследования). При раздельном проживании несовершеннолетнего с родителями в период обучения информация направляется по месту проживания родителей. Если отдел (управление) образования располагает информацией о месте обучения несовершеннолетнего информация также направляется в учреждение образования, в котором обучается несовершеннолетний, для сведения.
  3. В случае поступления информации о неблагоприятной обстановке в семье несовершеннолетних, ранее признанных находящимися в социально опасном положении, данная информация регистрируется в журнале регистрации входящих документов и направляется в учреждение образования по месту обучения ребенка (детей) для сведения и учета в работе.
  4. При поступлении информации из организации здравоохранения о выявлении неблагоприятной обстановки в семье новорожденного ребенка проводятся мероприятия в соответствии с Порядком взаимодействия государственных органов и учреждений по решению вопросов по защите прав и законных интересов новорожденных детей, утвержденным протоколом совместного заседания координационного совета по профилактике правонарушений, комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома, координационного совета облисполкома по контролю за реализацией Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 28.05.2019 № 2/2/1.
  5. При поступлении информации от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, организаций, осуществляющих учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, или организаций, предоставивших гражданам жилые помещения, о наличии у собственников (нанимателей) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, регистрация таких сообщений в Журнале учета осуществляется только в случае, когда содержит сведения о проживании в жилых помещениях детей и наличии неблагоприятной для них обстановки (что влечет за собой проведение социального расследования).
  6. В случае поступления информации о планируемом отключении в жилом помещении электро-, газоснабжения в отношении семьи, в которой воспитываются несовершеннолетние дети, поступившее письмо регистрируется в Журнале учета, проводится социальное расследование. При выявлении критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних работа проводится в установленном порядке.

         В иных случаях информация о наличии в семье несовершеннолетних детей, сложившейся неблагоприятной ситуации направляется одновременно в организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую жилищно-коммунальные услуги, организацию, осуществляющую учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, или организацию, предоставившую гражданам жилое помещение, и координационный совет облисполкома по контролю за реализацией Декрета Президента Республики Беларусь № 18 для принятия мер с учетом интересов несовершеннолетних детей.

Если сообщение не содержит сведения о проживающих в жилых помещениях детях, информация представлена в виде списка фамилий и адресов и пр. поступившее письмо регистрируется согласно нормам общего делопроизводства управления (отдела) образования и направляется для сведения в учреждение образования по месту нахождения указанных жилых помещений.

Учреждение образования:

  1. Поступление первичной информации в учреждении образования, которому поручено проведение социального расследования, фиксируется в журнале установленного образца (Приложение 1Б), в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, издается приказ «О проведении социального расследования» (Приложение 2). Приказом создается комиссия по проведению социального расследования, устанавливается срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).
  2. Для изучения положения детей в семье учреждение образования (социально-педагогический центр) привлекает иные учреждения образования, в которых учатся братья и сестры обучающегося (по возможности и территориальной доступности), при необходимости – представителей государственных органов и организаций по месту жительства ребенка (детей) (территориальные органы внутренних дел, организации здравоохранения, органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения и др.), направив письменное уведомление.

           При поступлении информации о новорожденном ребенке в семье, с которой в настоящее время проводится работа по устранению причин и условий социально опасного положения несовершеннолетних, проведение социального расследования не требуется. Учреждением образования в течение трех рабочих дней организуется посещение семьи, проводится обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей), разрабатываются предложения о мероприятиях, направленных на удовлетворение основных жизненных потребностей новорожденного ребенка, которые в течение пяти рабочих дней направляются в координационный совет для внесения изменений и дополнений в ранее принятое решение в отношении семьи новорожденного ребенка, в том числе предложение о необходимости признания новорожденного ребенка находящимся в социально опасном положении.

  1. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения о проведении социального расследования в присутствии родителей (единственного родителя).

Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), ситуация в семье на момент посещения, а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей), которые были установлены в ходе посещения (Приложение 3).

В случае поступления сигнала о семейном неблагополучии в отношении семьи, в которой воспитываются дети, обучающиеся в разных учреждениях образования, в посещении семьи принимают участие представители всех учреждений образования, в которых обучаются несовершеннолетние дети. Составляется совместный акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей).

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления присутствующим при посещении родителям (родителю) ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

  1. При проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, иных лицах, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении. Государственными органами, государственными и иными организациями формируются предложения о мероприятиях, проведение которых необходимо для устранения неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий. По результатам социального расследования готовится обобщенная информация (Приложение 4), которая рассматривается на заседании совета профилактики.

         Родители имеют право быть ознакомленными с информацией, которая послужит основанием для признания либо непризнания детей находящимися в социально опасном положении.

  1. Рассмотрение итогов проведенного социального расследования.

Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

         обратиться в координационный совет по месту жительства семьи в течение трех рабочих дней для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством (Приложение 5);

информировать отдел (управление) образования об отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) в семье.

В государственный орган, государственную или иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 Положения социальные услуги, иную помощь, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

На заседание совета профилактики в обязательном порядке приглашаются родители несовершеннолетних. Уведомление о проведении заседания совета профилактики направляется родителям не менее чем за 10 календарных дней до его проведения.

Решение совета профилактики оформляется протоколом, который утверждается приказом директора (Приложение 6, приложение 7).*

По первому критерию «родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)» оценка ситуации осуществляется в ходе проведения обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетнего при участии представителей субъектов профилактики, информация фиксируется в акте обследования.

Наличие показателя «родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью» устанавливается на основании информации, предоставленной учреждением здравоохранения.

________________________________________________________________

*При анализе семейной ситуации несовершеннолетнего и выявлении критериев и показателей социально опасного положения необходимо руководствоваться приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22«О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22) – с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2021 № 493.

Наличие показателя «родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания» устанавливается на основании информации, поступившей из органов регистрации граждан по месту жительства или месту пребывания.**

Наличие показателя «в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида» устанавливается после глубокого изучения ситуации в семье, в рамках которого определяется степень участия родителей в воспитании ребенка

 (детей). При работе с такой семьей необходимо максимально корректно учитывать интересы всех ее членов.

По второму критерию «родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления» должно усматриваться виновное поведение родителей.

По третьему критерию «родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)» необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 23 Закона Республики  Беларусь  от  04.01.2014 г.  № 122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон) мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

профилактическая беседа;

официальное предупреждение;

профилактический учет;

защитное предписание;

иные меры, предусмотренные законодательными актами.

________________________________________________________________

**В соответствии с пунктом 4.7 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» органами регистрации граждан по месту жительства или месту пребывания являются органы внутренних дел (в городах, поселках городского типа, где имеются органы внутренних дел), сельские (поселковые) исполнительные комитеты (в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, в которых не имеется органов внутренних дел), государственные органы (организации), в которых предусмотрена военная служба, органы опеки и попечительства.

 

           В соответствии со статьями 24, 25 Закона профилактическая беседа – устное разъяснение гражданину общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение гражданина в недопустимости их совершения.

Профилактическая беседа проводится с гражданином, поведение которого в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дают основание полагать о возможности совершения им правонарушения. Проводит профилактическую беседу должностное лицо

субъекта профилактики. Так как органы управления образованием, учреждения образования осуществляют профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, беседа, проведенная с родителями ребенка (детей) при посещении семьи, в учреждении образования, направленная на предупреждение противоправного поведения, является мерой профилактического воздействия.

В течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или социально-педагогический центр:

         информирует отдел (управление) образования о результатах социального расследования и рассмотрении материалов на заседании совета профилактики;

         направляет выписку из решения совета профилактики в государственный орган, государственную или иную организацию, предоставляющие социальные услуги, в случае принятия соответствующего решения.*

Вопрос о результатах социального расследования в семье, где воспитываются несовершеннолетние, обучающиеся в учреждениях высшего, профессионально-технического, среднего специального образования, дети школьного, дошкольного возраста, неорганизованные дети (до 18 лет, не занятые учебной и трудовой деятельностью, в том числе в возрасте от 0 до 3-х лет, не посещающие учреждения дошкольного образования), необходимо рассматривать на совместном заседании совета профилактики (Приложение 8, приложение 9).

________________________________________________________________

           *Государственный орган, государственная и иная организации, предоставляющие социальные услуги, иную помощь, не позднее 14 рабочих дней со дня получения выписки из решения совета профилактики направляют в совет профилактики информацию об оказании социальных услуг, иной помощи либо о необращении родителей за оказанием таких услуг, иной помощи для контроля условий жизни и воспитания ребенка (детей) и принятия решения по защите прав и законных интересов ребенка (детей) в соответствии с Положением о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22.

 

 

Если в семье:

воспитываются несовершеннолетние, обучающиеся в учреждениях высшего, профессионально-технического, среднего специального образования, общего среднего, дошкольного образования, проживающие на территории одной административно-территориальной единицы, то совместный совет профилактики проводится на базе учреждения общего среднего образования, которое назначено отделом образования для проведения социального расследования;

воспитываются двое и более несовершеннолетних, обучающихся (воспитывающихся) в разных учреждениях общего среднего или дошкольного образования, проживающих на территории одной административно-территориальной единицы, учреждение образования, на базе которого будет проходить совместное заседание совета профилактики, которое назначено отделом образования для проведения социального расследования.

воспитываются несовершеннолетние, обучающиеся (воспитывающиеся) в учреждениях образования, расположенных на территории различных административно-территориальных единиц, то совместный совет профилактики проводится на базе учреждения образования по месту жительства родителей;

         воспитываются дети дошкольного возраста и неорганизованные дети, социальное расследование и заседание совета профилактики проводится на базе учреждения дошкольного образования;

         воспитываются один и более неорганизованных несовершеннолетних, в том числе в возрасте от 0 до 3-х лет, не

посещающие учреждение дошкольного образования, социальное расследование и заседание совета профилактики проводит районный социально-педагогический центр по месту жительства родителей.

         Если несовершеннолетний не проживает с семьей в связи с получением образования, социальное расследование проводит районный социально-педагогический центр по месту жительства родителей, результаты рассматриваются на совместном заседании совета профилактики.

На совместное заседание совета профилактики в обязательном порядке приглашаются родители несовершеннолетних, а также представители учреждений образования, в которых обучаются (воспитываются) другие дети из данной семьи. *

________________________________________________________________

*В случае поступления сигнала о семейном неблагополучии в отношении семьи, в которой воспитывается один несовершеннолетний, который не проживает с семьей в связи с получением образования, районный социально-педагогический центр привлекает для изучения положения дел в семье учреждение образования по месту обучения

В случае принятия решения обратиться в координационный совет по вопросу признания ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, каждое учреждение образования, в котором обучается ребенок (дети), предоставляет свой перечень мероприятий, направленных на устранение неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки (Приложение 10).

Учреждение образования, на базе которого проводилось совместное заседание совета профилактики:

         формирует пакет документов в соответствии с пунктом 14 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22 (далее ‑ Положение), и не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики предоставляет в координационный совет по месту жительства родителей;

в течение трех рабочих дней направляет копию протокола (выписку) по итогам заседания совета профилактики в каждое учреждение образования, принимавшее участие в заседании, выписку из протокола заседания совета профилактики – родителям (единственному родителю) несовершеннолетнего, в отношении которых принято соответствующее решение совета профилактики (в выписке в обязательном порядке указывается, что законные представители имеют право обжаловать принятое решение в вышестоящую организацию (конкретизировать управление (отдел) образования районных исполнительных комитетов, местных администраций районов города по месту принятия решения), а затем в суд в порядке, установленном законодательством.

  1. Выполнение решения координационного совета:

         6.1. В течение одного рабочего дня после получения решения координационного совета о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении учреждением образования издается приказ «О выполнении решения координационного совета от _______ № ___» (Приложение 11), которым назначаются лица, ответственные за выполнение мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки, подготовку ежеквартальной информации об исполнении решения координационного совета, определяется конкретный срок реализации мероприятий.

________________________________________________________________

несовершеннолетнего. Однако совместное посещение семьи организуется исходя из принципа территориальной доступности места проживания семьи несовершеннолетнего. Результаты социального расследования рассматриваются на совместном заседании совета профилактики, организуемом на базе районного социально-педагогического центра. Участие представителей учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний, возможно организовать посредством использования информационных технологий.

         6.2. Государственные органы, государственные и иные организации обеспечивают посещение семьи по месту жительства ребенка (детей), находящихся в социально опасном положении, с целью контроля за условиями их содержания, воспитания и образования в соответствии с циклограммой, с составлением чек-листов о результатах посещения по месту жительства ребенка (детей), предусмотренных Примерным порядком действий государственных органов и организаций по осуществлению контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденным протоколом совместного заседания комиссии по делам несовершеннолетних Гродненского областного исполнительного комитета (далее – облисполком), координационного совета по контролю за реализацией Декрета Президента Республики Беларусь № 18 Гродненского облисполкома и областной комиссии по обеспечению безопасных условий проживания граждан от 13.03.2020 № 2/2/2. Учреждение образования анализирует содержание чек-листов, ежеквартально направляет в координационный совет чек-листы и обобщенную информацию о результатах посещения семьи.

В целях осуществления контроля за реализацией мероприятий, обязательных для исполнения в учреждении образования, на заседаниях совета профилактики целесообразно рассматривать промежуточные (итоговые) результаты с обязательным анализом эффективности выполнения мероприятий, оценке достигнутых результатов, по необходимости – внесении предложений о дополнительных мероприятиях, для подготовки аргументированной информации в координационный совет.

         6.3. При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) по предыдущему месту жительства семьи в течение одного рабочего дня письменно информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание для ребенка (детей) неблагоприятной обстановки, информацию о выполнении мероприятий для принятия решения по новому месту жительства семьи. В сопроводительном письме указывается новый адрес места жительства ребенка (детей).

         При получении такого сообщения в течение одного рабочего дня координационный совет по новому месту жительства семьи поручает отделу (управлению) образования организовать изучение ситуации в семье и определить учреждение образования, ответственное за изучение ситуации и подготовку материалов к ближайшему заседанию.

         6.4. Учреждение образования по новому месту обучения (воспитания) ребенка (детей), проводит изучение ситуации в семье и оперативно предоставляет материалы для рассмотрения на ближайшем заседании координационного совета (при раздельном проживании несовершеннолетнего с родителями в период обучения изучение ситуации в семье проводит учреждение образования по месту проживания родителей).*

         В дальнейшем работа с семьей организуется в установленном в соответствии с Положением порядке.

         По результатам рассмотрения ситуации в семье по новому месту жительства учреждение образования направляет сообщение о принятом решении в координационный совет по прежнему месту жительства семьи для внесения отметки в учетные данные о выбывшей семье (сняты с учета, признаны нуждающимися в государственной защите, продолжена работа в другом районе).

         В случае переезда семьи за пределы Республики Беларусь необходимо принять исчерпывающие меры по установлению места жительства (пребывания) семьи с последующим информированием компетентных органов иного государства, уполномоченных осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

         6.5. При переводе несовершеннолетнего ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, из одного учреждения образования в другое (место жительство семьи осталось прежним), учреждение образования, где ранее обучался (воспитывался) несовершеннолетний, в течение одного рабочего дня письменно уведомляет об изменении места обучения (воспитания) координационный совет и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание для ребенка (детей) неблагоприятной обстановки, информацию о выполнении мероприятий в учреждение образования по новому месту обучения (воспитания) ребенка (детей).

         Учреждение образования по новому месту обучения в течение 5 рабочих дней вносит предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание для ребенка (детей) неблагоприятной обстановки, в координационный совет и реализует их.

________________________________________________________________

         *При изучении ситуации в семье учреждением образования проводится обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей). К проведению обследования привлекаются иные учреждения образования, в которых обучаются (воспитываются) братья и сестры обучающегося, при необходимости ‑ представители государственных органов и организаций по месту жительства ребенка (детей), направив письменное уведомление. Повторное проведение социального расследования не целесообразно.

 

  1. При направлении несовершеннолетнего ребенка, признанного находящимся в социально опасном положении, для обучения (оздоровления) в санаторную школу-интернат:

         7.1. Если срок обучения не превышает продолжительность учебной четверти, учреждение образования, где ранее обучался (воспитывался) несовершеннолетний, в течение одного рабочего дня направляет решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание для ребенка неблагоприятной обстановки, информацию о выполнении мероприятий в учреждение образования по новому месту обучения  ребенка. Санаторная школа-интернат обеспечивает выполнение мероприятий в части организации работы с несовершеннолетним.

         7.2. Если срок пребывания в санаторной школе-интернате превышает три месяца, учреждение образования, где ранее обучался (воспитывался) несовершеннолетний, в течение одного рабочего дня письменно уведомляет об изменении места обучения координационный совет и направляет решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание для ребенка неблагоприятной обстановки, информацию о выполнении мероприятий в учреждение образования по новому месту обучения (воспитания) ребенка.

  1. Пакет документов по реализации мероприятий, направленных на устранение причин и условий социально опасного положения несовершеннолетнего, должен содержать материалы по работе с семьей в соответствии с приложениями к Порядку работы учреждений образования по реализации Положения о признании детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22, иные накопительные материалы.
  2. Мероприятия по устранению причин и условий социально опасного положения несовершеннолетнего, предоставляемые в координационный совет, должны быть направлены на восстановление и реализацию прав и законных интересов несовершеннолетних, разработаны с учетом проблем каждой семьи, иметь адресный характер, содержать только индивидуальные коррекционные меры (Приложение 10*).

         Порядок работы учреждений образования по реализации Положения о признании детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22, утвержденный решением коллегии главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета от 29.05.2019 № 8/4, утратил силу.

Интернет-ресурсы: